Сайт Koder.kz сайт для Delphi программистов.

koder.kz

Web or desctop App Developer

Написать

Добавил admin | Категория Pascal за 12 уроков, перевод | 17 Декабря 2013


В программе Вы должны всегда соблюдать правила языка, в нашем случае, языке Паскаля. У естественного языка есть свои собственные правила грамматики, правописание и структуры предложения. Язык программирования Паскаль - язык высокого уровня, у которого есть его собственные правила синтаксиса и правила грамматики. Поскольку вы соглашаетесь с уроками, вы должны отметить то, что вы можете сделать и что вы не можете сделать в письменной форме программы Паскаля. Смотрим пример:


Program Lesson1_Program1;
Begin 
	Write('Hello World. Prepare to learn PASCAL!!');
	Readln; 
End.

Программа написана только, чтобы показать сообщение 'Hello World. Prepare to learn PASCAL!!' - вводное сообщение, которое показано Вам каждый раз, когда Вы собираетесь выучить новый язык программирования. Чтобы показать любое сообщение на экране, Вы должны использовать, ' Write' (или 'writeln'). Процедура 'readln', здесь используется, чтобы 'остановить' программу и ждать, пока пользователь не нажмет, Enter. Если процедура 'readln' отсутствует в, то сообщение появится на экране на долю секунды, после чего программа завершит свою работу, сообщение естественно нам увидеть не удастся. Удалите строку с Readln; и посмотрите на результат выполнения программы.

Теперь, смотрите на это:


Program Lesson1_Program2;begin
Write('Hello World. Prepare to learn PASCAL!!');Readln;End.

Эта программа так же работает как и первый пример. Единственная разница: неправильное написание кода, код не читаем, так писать некошерно.

Программа в Паскале всегда начинается зарезервированным словом 'Program' после чего идет название программы. Есть различные ограничения на то, как нужно объявлять название в программе. Ниже простой пример маленькой программы.


Program Lesson1_Program3;
Var 
Num1, Num2, Sum : Integer;
Begin {no semicolon}
	Write('Input number 1:');
	Readln(Num1);
	Writeln('Input number 2:');
	Readln(Num2);
	Sum := Num1 + Num2; {addition}
	Writeln(Sum);
	Readln;
End.

Давайте посмотрим на то что мы написали. 

Программа в Паскале начинается с зарезервированного слова 'Program' (хотя это явно не требуется), и заканчивается 'End', с точкой. Точка никогда не используется в рамках программы, с помощью последнего End с точкой мы говорим компилятору о том что наша программа завершилась.

Раздел 'Var', используется, чтобы определить переменные которые будут использованы в программе. Переменные в программе необходимы для того что бы хранить какие то значения, текстовые, числовые, булевые. В нашей программе, переменные 'Num1', 'Num2' and 'Sum' являются числовыми, и имеют тип Integer, данных тип имеет ограничение на размер числа в нем, числа могут быть от -32 768 до 32 767. Таким образом значения которые не входят в указанный диапазон не могут быть сохранены в переменную типа Integer. В паскале есть более большие числовые типы данных, но на данный момент нам этого типа вполне достаточно. Переменные 'Num1', 'Num2' и 'Sum' не являются зарезервированными словами, поэтому могут быть использованы как переменные для хранения и манипуляции над данными. Переменная в программе может изменять свое значение. 

Кроме того возможно использование переменных вида 'number1', 'number2' и 'totalsum', в переменных не должно быть пробела, и переменная не должна начинаться с цифры.

После объявления всех переменных, которые требуются, чтобы использоваться в программе, идет ключевое слово 'Begin' (первый Begin это начало программы). Без этого слова компилятор не сможет скомпилировать исходный код программы.

Далее в исходном коде нашей программы идет процедура Write(); процедура Write(); отличается от процедуры Writeln(); тем что она выводит сообщение на экран и оставляет курсор мыши на этой же строке, а Writeln(); выводит сообщение на экран и переводит курсор на новую строку. Попробуйте переписать программу c использованием Writeln(); и посмотрите что получается. Для того что бы вывести сообщение процедурой Write нужно в скобках и одинарных кавычках написать какой то текст, например Writeln('привет мир'); на экране в этом случае появится сообщение «Привет мир» и курсор переместиться на следующею строку. Так же с помощью Write можно выводить значения переменных на экран, вот как это реализовано у нас в программе Writeln(Sum); Другой важной вещью, которая должна быть замечена, является точка с запятой (;).Точка с запятой используется после каждой процедуры в программе. Однако в примере выше, после 'Begin', нет точки с запятой. Это вызвано тем, что поток программы только что начался.

Для описания действий в своем коде используются так называемые комментарии, они объявляются с помощью фигурных скобок {}.

{тут описания действий, или комментарии

Он может занимать несколько строк

в коде программы}

комментарии обычно пишутся для пояснений в коде, в больших участках кода где логика работы может быть запутанной. Например, код, который был написан несколько лет назад и вы не помните, как он работает. Что бы понять его быстрей достаточно оставить описания его работы в комментариях.

Оператор readln в программе выше используется для ввода данных в программу, так же его можно использовать для так называемой остановки программы. Для того что бы ввести значение в переменную Num1 мы пишем Readln(Num1); и программа ждет пока мы введем какое то число с клавиатуры и нажмем Enter, стоит отметить что если ввести не цифры а буквы, программа выдаст ошибку и прекратит свою работу. В дальнейших уроках мы поговорим о том как избежать ошибок во время выполнения программы. 

После вывода всех сообщений и ввода необходимых значений в нашей программе идет математическая операция


Sum := Num1 + Num2;
//В этой операции переменной Sum присваивается сумма переменных Num1 и Num2. Оператором присваивания в Паскале служит := (двоеточие и знак равенства). Стоит так же отметить что вот так
Num1 + Num2 := Sum
//Писать в Паскале нельзя :)